Великая пьеса Г.Ибсена «Пер Гюнт»... Классика норвежской литературы, пропитанная мрачной красотой средневековых былин и сказаний, уже не одно поколение волнует умы и тревожит сердца читателей всего мира. Рассказ о том, как трудно быть понятым и принятым другими людьми и, что ещё сложнее, самим собою…
Идея гуманизма – главенствующее течение второй половины XIX века – пронизывало практически все направления общественной, научной и культурной жизни Европы. И классическая литература не стала исключением. В основе сюжета – противопоставление Человека и Общества, Героя и Толпы, урождённое право человека на личную свободу в противовес догмам, навязанным ему обществом. Идея борьбы между Личностью и Социумом прочно закрепилась в литературе и сопровождала её вплоть до начала XX века.
Генрих Ибсен, вдохновлённый гуманистическими идеями, создаёт собственного Героя, лишённого, тем не менее, ореола мученичества, так популярного в литературе того времени. Ибсен, словно противопоставляя себя другим авторам, изображает своего персонажа в искажённом, почти карикатурном виде: он наделяет его всеми качествами, которые трудно отыскать в классическом трагическом герое – эгоизмом, ленью, трусостью, тщеславием, лицемерием, лживостью… Ибсен будто нарочно высмеивает своего героя, доводя его образ до гротеска; но, вместе с тем, и сочувствует ему. В своём произведении автор показывает, насколько сложным и многогранным является людское общество: ничтожество и величие, жертвенность и предательство – всё это, соседствуя друг с другом, наполняет человеческую жизнь. Ибсен стремится подчеркнуть парадоксальность понятия свободы как таковой: человек может быть свободным от общественных ценностей, но он никогда не будет свободным от самого себя, то есть, свободы в полном смысле для человека не существует; в противном случае это приводит к утрате самоидентичности, потере осмысленности бытия и постепенной гибели личности с морально-нравственной точки зрения.
Так на сцене появляется Пер Гюнт – молодой крестьянин, выросший в нищенской обстановке убогой хижины, стоящей на самой окраине рыбацкой деревни. Ещё в раннем детстве он лишается отца и остаётся на попечении матери, едва сводящей концы с концами. Единственной радостью и утешением для мальчика служат рассказы матери о далёких загадочных королевствах, могучих и бесстрашных рыцарях, великих королях… Эти истории проникают в его душу, постепенно становятся частью его самого.
Осе, мать Пера, вышла замуж юной девушкой, почти ребёнком. Зависимая и мягкосердечная, она вынуждена терпеть побои, а затем и пьянство мужа. Не в силах изменить своей судьбы, Осе безропотно сносит все тяготы бытия, отдавая всю свою любовь одному единственному человеку – своему сыну. Рано овдовев, она не чает души в сыне, который воплощает собой её собственные юношеские надежды и мечты. Осе искренне верит в то, что однажды её сын добьётся признания и всеобщего уважения, и вернёт их фамилии былое величие, потерянное некогда его отцом. Пер становится для матери смыслом жизни, Солнцем, согревающим её душу: для Осе он – не только сын, но и друг, соратник. Осе уверена в том, что они с Пером прекрасно понимают друг друга, но, в действительности, они говорят на разных языках. Между матерью и сыном существует глубокая эмоциональная связь, но это лишь приумножает эгоизм юного Пера. Безусловная материнская любовь всё сильнее укрепляет мальчика в его вере в собственную исключительность. Осе, желая забыться от постоянных житейских бед и лишений, с упоением рассказывает сыну волшебные истории и сама погружается в сотворённый её разумом сказочный мир прекрасных рыцарей и смелых королей. Вдохновлённые собственным воображением, мать и сын в тайне объединяются против реального мира, мира суровых истин.
Так, будучи ещё ребёнком, Пер увлекается мечтой стать великим человеком, может быть, самым могущественным человеком в мире («…Хочу быть Гюнтом Первым и Последним…»). Эти мечты, подстрекаемые ленью и эгоизмом мальчика, со временем приносят горькие плоды: повзрослев, Пер отдаляется от окружающего мира, от других людей, чем вызывает лишь их презрение и насмешки. Но юноша не может дать прямой отпор своим обидчикам: не хватает ни мужества, ни внутреннего побуждения. Вся его внутренняя энергия сублимируется лишь в бесплотное фантазирование, от которого он получает почти сексуальное удовольствие. Пер не существует как личность ни в нравственном, ни в психическом отношении: он представляет собой лишь физическую оболочку, «пустую крепость». Но, являясь по своей природе человеком честолюбивым и завистливым, Пер выдумывает иной способ расквитаться со своими недругами: стремясь отомстить за причинённые ему унижения, Гюнт является на свадьбу одного из своих обидчиков и расстраивает её: Ингрид, невеста, страстно влюблённая в Пера, предпочитает бежать с ним, бросив ненавистного жениха. Здесь вновь проявляется худшая сторона натуры Пер Гюнта: его вовсе не интересует ни судьба Ингрид, ни переживания её жениха и семьи; вознамерившись добиться своей цели, юноша готов поступиться любыми принципами. Так, овладев Ингрид, он признаётся ей, что любит другую. Девушка говорит, что будет мстить, возмущённые жители прогоняют Пера из деревни, но Гюнт спокоен и убеждён в том, что его ждёт великая судьба и ему незачем беспокоиться обо всём прочем. Сожаление, раскаяние, сочувствие – всё это он искренне считает мелочным и уничижающим его достоинство.
Предрекая себе исключительную судьбу, Пер Гюнт остаётся нечутким и невнимательным к тревогам и чаяниям родной матери, к горю отвергнутой им любовницы, к тоске и страданиям верной и искренне любящей его Сольвейг.
Строя весьма амбициозные жизненные планы, Пер Гюнт клянётся матери сделать её самой богатой и счастливой женщиной в мире, но на самом деле ничего для этого не предпринимает (юноша обещает подарить матери королевство, но не может даже починить крышу их хижины). Осе отчаянно любит сына и Пер Гюнт идёт по жизни, довольным самим собой: у него нет истинной внутренней потребности совершить что-нибудь настоящее. Юноша привыкает к этой всепрощающей любви; разумеется, те люди, которые предъявляют требования к его личности, воспринимаются им как враги, для борьбы с которыми он использует низменные средства: ложь, лесть, обман, манипуляцию. Настоящего Пер Гюнта не существует, поэтому он не может постоять за себя лицом к лицу с противником и вынужден идти окольным путём, наносить удары «со спины».
Отчаянная любовь Пер Гюнта к Сольвейг, которую он называет «чистейшей из женщин», тем не менее, не вызывает сомнений: в глубине души понимая, что он недостоин этой девушки, Пер не предъявляет никаких прав на неё и предоставляет ей возможность самой сделать осознанный выбор.
Сольвейг, в отличие от самого Пер Гюнта, умеет принимать решения и быть ответственной за последствия своих поступков. Юная девушка, она обладает недюжинной силой воли, стойкостью, мужеством. Сольвейг – целостная, целеустремлённая личность. Она нежна и скромна, но, в отличие от своего возлюбленного, по-настоящему свободна: полюбив юношу, она уходит вслед за ним, прекрасно понимая, что пути назад не будет. Пер любит её так сильно, как только способен любить, но вместе с тем и боится, благоговеет перед нею. Для него Сольвейг – святыня, осквернить которую – смертный грех. По отношению к Пер Гюнту она – скорее мать, чем женщина. В этом заключается противоречивость его натуры: будучи человеком ветреным и импульсивным, он всё же не лишён чувства справедливости.
Таким образом, Пер Гюнта нельзя назвать абсолютно беспринципным человеком, у него есть свои жизненные ориентиры; другое дело, что его индивидуальные принципы конфликтуют с принципами, заложенными в обществе.
Критикуя и насмехаясь над другими людьми, Пер Гюнт снисходительно относится к собственным порокам, усердно не замечает их. Изгнанный из родной деревни, он поселяется в лесу в полном одиночестве, встречает лесных духов и заводит с ними «дружбу» (следует отметить, что в образе лесных троллей Ибсен изобразил правящую в то время в Норвегии политическую партию: карикатура вышла настолько удачной, что постановка пьесы была запрещена на протяжении нескольких лет). Пер, одержимый идеей превосходства над другими людьми, готов поступиться даже собственными чувствами: искренне полюбив Сольвейг, он выбирает в жёны дочь Доврского деда, чтобы впоследствии занять его трон. Пер утверждает, что не замечает существенной разницы между троллями и людьми. Повелитель троллей отвечает, что внешняя разница между ними невелика, гораздо существеннее внутренние отличия. Доврский дед говорит Гюнту, что: «…Девиз людей: «Человек, будь самим собой!»; мы ж говорим: «Тролль, будь самим собой доволен!»…». Но Гюнт не видит разницы, заключающейся «…в одном словечке – «доволен»…». Пер немедленно принимает все условия, поставленные перед ним Доврским дедом, и лишь страх физического уродства заставляет его бежать от троллей.
Построив хижину в лесу, вдали от людей, Пер не унывает и убеждает себя в том, что у него в запасе ещё много времени, чтобы показать всему миру, кем он является на самом деле. Но Сольвейг, всей душой полюбив Пер Гюнта, оставляет свою семью и поселяется вместе с ним в его хижине. Пер счастлив, но, будучи по своей натуре человеком эгоистичным, он не может в полной мере осознать поистине героический поступок юной девушки, оставившей свой дом и семью, не побоявшейся всеобщего осуждения ради того, чтобы быть рядом с любимым.
Однако счастью влюблённых не суждено длиться долго: прошлое настигает Пера и однажды является перед ним в образе Женщины в зелёном, дочери Доврского деда. Некогда юная и прекрасная, она предстаёт перед Гюнтом в образе отвратительной старухи, словно олицетворяя собой всю его прошлою жизнь, полную разврата и похоти. Женщина приводит с собой уродливого мальчика-тролля – их сына, рождённого на свет не физической близостью, но глубиной порочного сознания Пера; ребёнок символизирует грязные, «липкие» мысли юноши. Женщина в зелёном заявляет Пер Гюнту, что она – его истинная жена, и что он должен покинуть Сольвейг и жить вместе с нею («…ту девушку из дома прогони…»). Внезапно юноша осознаёт, какая пропасть лежит между ним и его возлюбленной – Сольвейг, и что чистоте её души никогда не омыть порочности его тела. Пер Гюнта охватывает безутешное горе, но не в силах смотреть в глаза собственным порокам и, тем более, бороться с ними, он бросает всё и уплывает на корабле в чужедальние страны.
Так Пер Гюнт предаёт лучшее и единственное настоящее, что было в его душе – свою любовь к Сольвейг.
Пер идёт вперёд несмотря ни на что – и считает это своим правом, правом свободной, исключительной личности. Он оставляет прошлое позади и никогда не оглядывается назад. Верный своей лукавой звезде, Пер уходит всё дальше от родных берегов, от истинной любви, от своего подлинного Я. Он хочет обрести счастье, но теряет его; он хочет любви, но он предаёт её; он хочет богатства – но истинное богатство оставлено им вдали, за туманными фьордами Норвегии, в одинокой деревянной хижине посреди леса, где ждёт его верная Сольвейг.
Годы странствий и мучительных скитаний, наполненных лишь подлостью, жадностью и похотью, вконец растравили и опустошили его душу. Чем дальше идёт Гюнт, тем больше он теряет, постепенно превращаясь в тень, в призрачный контур некогда намеченной фигуры. Пер оставляет за собой лишь хаос и разруху, безумие и уродство.
Проведя всю свою жизнь в бесцельных блужданиях, длящихся пятьдесят лет, Пер, состарившись и телом, и духом, смиренно возвращается домой. Но и здесь его никто не ждёт. Старинные приятели и недруги скончались, и никто уже не подозревает о его собственном существовании. Пер Гюнт и сам толком не знает, существует он теперь или нет. В отчаянии он завидует нищим морякам, которых дома ждут их родные и близкие.
Внезапно перед ним появляется некий Пуговичник. Следует отметить, что Пуговичник – ключевая фигура в пьесе. Это, своего рода, финальный аккорд, главный акцент всей «композиции». Не столь важно, кем является этот персонаж на самом деле: вестником Смерти или самой Смертью, Рукой Судьбы или же нечистой силой (хотя его пристрастие к внезапному появлению на перекрёстках дорог указывает в пользу последнего предположения)…Так или иначе, Пуговичник заявляет Перу, что ему уже давно «пора на переплавку». Это известие потрясает Гюнта до глубины души: сбывалось самое ужасающее его опасение – стать Ничем, утратить Самость. Понимая, что ему не спасти своей души, Пер перечисляет все свои пороки, в надежде попасть хотя бы в Преисподнюю, но всё же остаться самим собой. Пуговичник выражает искреннее удивление и заявляет, что Пер никогда и не был самим собой: ему не хватило мужества быть ни настоящим грешником, ни истинным христианином, он изначально был «неверно сделан» («…Ты – ни то, ни сё…»). Пер будет отправлен «на переплавку» как самая обыкновенная пуговица, в которой обнаружен дефект.
В отчаянии Пер умоляет Пуговичника об отсрочке. Пуговичник заявляет, что готов отпустить Гюнта, если он предоставит доказательство того, что хотя бы одно мгновение своей жизни был самим собой. Пер Гюнт в ужасе: он понимает, что таких свидетелей ему не найти…
Внезапно Пер вспоминает о Доврском деде, о том, как однажды он отказался от трона лесных духов ради сохранения своей свободы, своей личности. Сердце Пер Гюнта согревает призрачная надежда и он устремляется в лесную чащу на поиски повелителя троллей. К своей радости, вскоре он обнаруживает Доврского деда. Пер умоляет тролля подтвердить, что некогда он отказался стать его зятем ради того, чтобы остаться самим собой. Но Доврский дед отвечает, что Пер никогда не был самим собой, а был лишь самим собой доволен («…ты жил, как тролль…»). Свобода Пер Гюнта – лишь видимость, самообман: Пер – раб своих желаний, своих пороков, сопротивляться которым он не в силах. Не Гюнт выбирает свой жизненный путь: дороги судьбы находят его сами. Его судьбу определяет случайность, им управляют нелепые фантазии, которым он ревностно служит всю жизнь. Подлинного Пер Гюнта не существует и не существовало никогда, как будто он и не был рождён на свет.
Осознание пустоты, бессмысленности своего существования приводит Пер Гюнта в отчаянии: он понимает, что ему больше не за чем жить. Смирившись со своей участью, он, приниженный и опустошённый, возвращается к Пуговичнику и говорит, что готов уйти в небытие, ибо это единственное, чего он стоит.
Внезапно Пер Гюнт слышит пение женщины, доносящиеся из глубины леса. Он идёт на звуки голоса и выходит к той самой хижине, которую оставил много лет назад. Отчаянная догадка пронзает его сердце: Пер Гюнт узнаёт женщину, поющую столь нежным голосом – это Сольвейг, его Сольвейг… Теперь она стара и седа, но это она. Женщина, любившая и верящая в него, она ждала его и прождала всю свою жизнь. Пер Гюнт предал её, но Сольвейг осталась ему верна.
Со слезами на глазах он падает перед нею на колени: только сейчас он замечает, что Сольвейг слепа (она ослепла, часами вглядываясь в морскую даль, ожидая возвращения суженного). Пер Гюнт, рыдая, целует её руки, просит проклясть, ненавидеть его… Но Сольвейг счастлива: она обнимает Пера дрожащими руками и восклицает: «О, Боже! Он вернулся!». Она целует его холодные уста и прижимается к его слабой груди.
Пер окончательно сокрушён ею: он не понимает, как Сольвейг может любить его, ведь он – ничто. Сольвейг говорит, что это – неправда и что она любит Пера таким, каков он есть, самим собой. Гюнт поражён и умоляет любимую сказать, когда в своей жизни он был самим собой. Сольвейг отвечает: «В надежде, вере и в любви моей».
Так, Сольвейг спасает своего возлюбленного: её любовь искупает его грехи перед обществом. Пер Гюнт – это её крест, который она несёт с честью и достоинством и искупает собою все его пороки. Она воистину свободна: и от мнения толпы, и от собственных сомнений. Сольвейг не винит Пер Гюнта в своей участи: она приняла решение быть вместе с ним как свободная личность и как свободная личность она понесла все тяготы своего выбора. Сольвейг является самой собою на протяжении всей своей жизни. Она – Человек в полном смысле слова.
Пуговичник принимает на веру свидетельство Сольвейг и отпускает Пера («…до встречи на последнем перекрёстке…»). Умиротворённый, Пер Гюнт опускает голову на колени Сольвейг и спокойно умирает под звуки её пения («…спи, усни, ненаглядный ты мой…»).
Без сомнения, пьеса «Пер Гюнт» - одно из самых драматических произведений в литературе XIX века. Повествование о трагическом поиске человеком своего собственного Я, своего жизненного пути в этом мире, борьбе за свою свободу. Это – рассказ о победе человека, прежде всего, над самим собой.