Постмодернизм: характеристика и истоки
Постмодернизм обычно рассматривается как эпоха, как направление мысли и искусства, как философское направление, но в целом представляет собой совокупность и социальных, и политических, и культурных факторов.
Предвестниками постмодернизма являлись постструктурализм и постфрейдизм. Еще в XIXв. Намечается кризис в науке и культуре того времени, который постепенно перетекает в постмодерн, который В.В. Бычков очень точно называет особым «состоянием» гуманитарной науки и искусства. Слияние постструктурализма и представления психоанализа дают приток новым художественно-эстетическим понятиям, на которых начинают основываться философы и деятели искусства того времени. Это такие понятия, как бессознательное, язык, текст, письмо, ризома, шизоанализ (вместо психоанализа), либидозность и др. Это приводит к тому, что оценивается в итоге не только само произведение, но и его связь с бессознательным самого автора, его внутренним миром.
Одной из главных категорий новой парадигмы становится такое понятие, как «постмодернисткая чувствительность», которая характеризуется пониманием мира, человека, искусства как смыслового хаоса, к которому нельзя подходить с точки зрения классического структурализма и каких бы то ни было точных формулировок или принципа. Вселенная может рассматриваться только с точки зрения иронии, своеобразной игры чувствования (В.В. Бычков, 2002). О принципиально новом стиле мышления в искусстве и науке пишет М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар и другие представители философии того времени.
Они рассматривают искусство в одном ряду с другими феноменами культуры и цивилизации. Вся культура признается за «игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов, симулякров и симуляций»[1]
Фактически, постмодернистское искусство рассматривается как повторение искусства прошлого, преломляющееся в свете современных проблем, неопределенности. Это связано с появлением все новых открытий в гуманитарной науке, которые несколько отступают от привычных позитивистских принципов, и делают мир менее предсказуемым, принципиально непознаваемым полностью, всегда оставляющим пространство для интерпретации своих проявлений. Также причина этого в исчерпанности традиционных направлений искусства, идейного застоя в искусстве, появление «общества потребления», о котором говорит Ж. Бодрийяр. Отсутствие нового порождает видоизменение и переработку старых идей с использованием нового контекста и дискурса. Также важным признаком постмодернизма в искусстве является размытость оппозиций между словом и экзистенцией, текстом и телом.
В целом, Г.Кюнг выделяет несколько индикаторов постмодернизма в обществе. Он предлагает использовать термин «постмодернизм» не только в применении к искусству, но в применении ко всему всемирно-историческому бытию.
Во-первых, это новой веры в разум и прогресс, которые привели к возникновению доминирующих в обществе и науке сил -- естествознания, техники, индустрии и демократии (Маньковская Н.Б., 2000).
Во-вторых, это смена парадигм, то есть замена модернистского европоцентризма постмодернистским глобальным полицентризмом, возникновение «возможности самоуничтожения человечества»[3].
В-третьих, индикатором постмодернизма является кризис прогрессистского мышления, связанный с утратой господствующими силами своей абсолютности и незыблемости.
Это приводит к гуманизации наук, выдвижении прав и свобод, индивидуальных особенностей человека на передний план, преобладание ценностей отдельного человека перед ценностями государств и общества в целом как в науке, так и в искусстве и философии.
Таким образом, постмодернизм - это состояние общества, науки и искусства, берущее начало от постструктурализма и постфрейдизма, характеризующееся размытостью, хаотичностью восприятия мира и человека в целом, постулирующее, что мир не может восприниматься как четкая система, структура, а может рассматриваться только с позиций относительности и субъективности, иронии и игры.
Поскольку, говоря о постмодернизме, мы имеем в виде и философию, и науку, и искусство, мы, как уже было сказано, рассматриваем эстетику постмодернизма в контексте всех этих проявлений.
На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что эстетика постмодерна перестает брать за основу традиционные теории и концепции, и переходит к совершенно новому состоянию. Поэтому можно говорить о таком виде эстетики как о неклассической эстетике.
Неклассическая эстетика постмодернизма
Кризис в науке, искусстве и человеческой жизни в целом привел к появлению постмодернизма. При этом эстетические взгляды также претерпевали глобальные изменения, так как кризис затронул и эту сферу бытия.
В отличие от традиционных, классических эстетических представлений, новые концепции не обладали системностью и единством, они были направлены на создание открытых систем, подразумевавших пространство для различных трактовок, в котором не было ничего абсолютно верного (Кривцун О.А., 1998).
Неклассическая эстетика перестает сосредотачиваться на прекрасном, дистанцируется от понимания искусства как прекрасного. В центр выходят новые категории, такие как интересность, выразительность, убедительность. Это направление стремилось создать такую модель искусства, которая не будет работать согласно логике, но будет учитывать парадоксальность творческого и реального мира, и воплощать в себе их иррациональные стороны (Кривцун О.А., 1998)
Философские и искусствоведческие воззрения объединяются в неклассической эстетике, и черпают друг в друге новые для себя понятия. Философия стремится быть более образной, выразительной, близкой к искусству, а искусство наполняется экзистенциальнми проблемами, тяготеет к метафизической проблематике и наполняется множественными значениями, интерпретирующимися каждым отдельным зрителем по-своему, так как оставляет в себе такую возможность. Происходит так называемое растворение «художественного в эстетическом»[3].
Искусство наполняется множеством параллельных, быстро возникающих и так же быстро иссякающих направлений. Старые стили оттесняются на задний план, но, с другой стороны, на их основе появляются новые веяния в искусстве.
Однако в целом можно сказать, что постмодернизм находится ближе к эстетике, чем к искусству (Маньковская М.Б., 2000). Сложно полностью отнести его к чему-то одному, он как бы находится на пересечении множества областей, но при этом по-своему видоизменяет каждую из них. Н.Б. Маньковская выделяет 3 особенности, характерных эстетике постмодернизма. К первой относятся такие свойства, как неопределенность, выражающаяся в открытости, плюрализме, эклектизме, неортодоксальности, случайности культурной жизни. Ко второй относится имманентность или, иными словами, сосредоточенность на внутренних связях, постмодернистского самосознания, которая перемещает культурную деятельность в сферу интеллектуальных игр, загадок, превращая ее в «метаискусство». Третья особенность - это переход от проблем познаваемости и источников знания, то есть от эпистемологических проблем, к онтологическим проблемам, то есть проблемам бытия и происхождения всего сущего. эстетика постмодернизм неклассический имплицитный
Помимо искусства, эстетика постмодернизма касается и массовой культуры. В этом контексте постмодернизм, наследуя идеи авангарда, интересует повседневная жизнь, мода, быт. В отличие от авангарда, постмодернизм не отвергает традиции и не проводит четкой демаркационной линии между профанной и возвышенной культурой. Размытость границ свойственна эстетике постмодернизма и здесь: с одной стороны, массовая культура признается тривиальной, профанической, но, рассматриваясь в игре, сквозь призму иронии, она преображается в нечто оригинальное и изящное. Постмодерн отвергает сосредоточенность на избранных классах, и останавливает свое внимание на публике вообще, на обществе в целом, включая все его классы. Однако этот интерес опасен тем, что вкусы большинства перемешивают с эстетикой избранного, тонкого. Прекрасное перемешивается с безобразным, бытовое - с сакральным, повседневность врывается во все сферы культуры, что грозит разрушением прежних эстетических норм и устоев, эклектичностью, смешением вкусов, причем не всегда в лучшую сторону. Развиваются идеи об обществе потребления, и потребление начинает выступать как критерий эстетичного и культурного. И в контексте неопределенности рамок эстетического, возникает паника, ощущение катастрофичности происходящего. Это вызывает страх, напряжение, развитие идеи об эстетике смерти (Например, Ж. Бодрийяр)
Таким образом, постмодернизм - это состояние, закономерно возникшее в обществе со стремительно развивающейся наукой, искусством, информационными и коммуникационными технологиями, в обществе, которому свойственны стремительные перемены. Люди перестают понимать четкие рамки знания, общественных законов, и этому восприятию мира вторит идея постмодерна. Постмодерн вбирает в себя основы постструктурализма, постфрейдизма, авангарда, при этом строит самобытную модель мира. Этой модели характерна неопределенность, относительность всего, массовость, размытость границ, парадоксальность и абсурдность, которую невозможно воспринимать иначе, как с иронией и двояко.
Эстетика постмодернизма, с одной стороны, позволяет трактовать искусство не только с точки зрения художественных элементов, но и в связи с личностью и внутренним миром автора, дает простор для интерпретаций и интеллектуальных загадок, позволяет увидеть удивительное, прекрасное в обыденном и повседневном. С другой стороны, она стирает границы изящного, уникального и массового, это эстетика повторения, так как постмодернизм, по большому счету, не порождает новые идеи - он пересматривает старый мир и переосмысливает его идеи. Эстетике постмодернизма свойственна неопределенность, относительность, демократизация и переход к проблемам бытия, внутреннего мира, ценностей человека.
21. Иск. в культуре постмодернизма. Утопизм и антиутопизм...
21. Искусство в культуре постмодернизма. Утопизм и антиутопизм. Патетика и ирония. Непреложность и игровое начало.
Об исчерпанности смыслов искусства в XX веке писали Шпенглер, Бердяев, Адорно и др. XX век: разнородные худ. течения развиваются не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимаются как равноправные. Все их многоголосие создает собирательный портрет человека XX в. Смена худ. видения происходит в начале XX века (Россия, Франция, Германия, Англия). Символизм, импрессионизм, натурализм старались извлекать худ. смыслы на основе разной степени взаимодействия с реальностью. Филонов, Кандинский, Пикассо, Джойс, Пруст – стремление выразить подземный гул эпохи. Разрушение старой картины мира проявилось во всех областях культуры (опыты по расщеплению ядра, теория относительности, развитие психоанализа, интерес к бессознательной сфере человека). Весь узел проблем можно определить как кризис веры в рациональное устройство мира. Прежде классическая картина, роман всегда были выстроены рассказом. Романист и художник должен был верить в своих персонажей, стремиться сделать их живыми, – велико реалистическое искусство 19 века: Бальзак, Стендаль, Диккенс, Достоевский. Но доминантой нового искусства выступило нечто расплывчатое и неуловимое, как сама жизнь. Мирискусники критиковали передвижников за повествовательность, литературоцентризм их живописи. Бенуа, Сомов, Бакст, Добужинский, Борисов-Мусатов активно заняты экспериментом с цветом, светотенью, композиционной организацией пространства картины. Они убеждены, что выразительные средства живописи без опоры на внутреннюю предметность могут передавать такие внутренние состояния, которые ощущал человек начала XX века. Ортега-и-Гассет. Натали Саррот «Эра подозрения» (см. б – 16). Художники XX века считали, что смысл поэтического образа открыт, нет единственного решения. Надо найти приемы, адекватные духу времени и новому чувству жизни. Вторжение неклассических форм в искусство воспринималось как признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного. Новая фаза подвергла пересмотру все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства. Стремление искусства XX века извлекать смыслы из себя самого породило непонятность этого нового искусства. Широкой публике трудно приспособить зрение к измененной перспективе. Изменились и ожидания, связанные с искусством. Раньше оно воспринималась как очень серьезная деятельность, претендовало не менее как на спасение рода человеческого. В XX веке возник вопрос: а не были ли переоценены возможности и роль искусства в культуре человечества? В каждом из художников XX века живет это сомнение в великой миссии искусства. Активному воздействию нового искусства препятствует природа художественного катарсиса. Гармонизирующая сила катарсиса возникает ценой ощущения собственной безопасности. Тогда как истинное предназначение искусства XX века – обжечь человека болью другого, заставить его содрогнуться. Критерии произведения искусства: 1) если в качестве такового его оценивает еще хотя бы один человек; 2) произведение искусства любят. Если реалии XX века невозможно любить, можно ли любить искусство, вбирающее в себя эти реалии? Дискомфортность и неприветливость современных произведений подтверждает их принадлежность духу нашего времени. Парадокс: красивое гармоничное произведение воспринимается как искусственный продукт XX века, а произведение, полно диссонансов, которое тяжело воспринять – естественный продукт XX века.
Модернизм и постмодернизм. Модернизм понимается как художественная практика (кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм), которая развернулась с начала XX века и продолжалась вплоть до 2 мировой войны. Искусство постмодернизма охватывает все худ. течения после 2 мировой войны до настоящего времени. Созидательная форма модернизма и игра с мертвыми формами постмодернизма. Модернизм отрицал предшествующее искусство, но проводил своего рода и созидательную работу. Энергия авторов была устремлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, была броском в будущее. Художественная практика постмодернизма – это не созидание нового мира, но повторение современного невроза, воспроизведение болезненных состояний в столь же лоскутных, осколочных и разорванных формах. Эпатирующими путями модернизм стремился к поиску и воплощению неких завершенных и целостных худ. форм, а постмодернизм демонстрирует совсем обратное. Это феномен игры, опровержения самого себя, парадоксальности. Модернизм – «вход в светлое будущее» – надежда на то, что худ. творчество по прежнему будет посредником между человеком и миром. Постмодернизм – «пародия на все прошлые эпохи» – культ аутентичности самой по себе, стремление мыслить все творчество как игровую сферу. Это поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок. Все персонажи в постмодернизме легко управляемы. Манипуляция с этими персонажами подобна манипуляции с трупами. Умберто Эко отмечал, что язык чувств в эпоху постмодернизма вынужден прибегать к кавычкам. Это объясняется тотальным обращением к цитированию – признаке эпохи, лишенной собственного содержания. Содержание прошлого и настоящего перемешано, оно подается с максимальной долей всеразъедающей иронии. Казалось бы, постмодернизм исключает возможность употребления всерьез таких слов, как душа, слеза, красота, любовь, добро. Он воспринимает эти слова как истрепанные и пошлые, но с другой стороны он понимает, что это – предельные понятия, последние оставшиеся слова, заменить которые, в сущности, нечем. Постмодернизм оперирует любыми худ. формами и стилями прошлого в ироническом ключе; и также иронически он обращается к вечным темам, стремясь остро высветить их аномальное состояние в современном мире. Понимающее отношение к «спасительной иронии» высказали многие авторы XX века. Белль: «Человек, не кончающий самоубийством перед лицом угроз современного мира, либо продолжает автоматически жить дальше, движимый идиотским оптимизмом, подобным тому, который источают, скажем, часы продолжающие тикать, либо он должен обладать каплей юмора, который хотя бы на время освобождает его от чувства собственной значимости». Постмодернизм по природе своей антиутопичен, он не обращен в будущее и лишен надежды, в этом его отличие от модернизма. Постмодернизм являет образ настоящего как образ великой иронии, который никогда не позволяет подвергнуть себя анализу. Само возникновение постмодернизма было как раз реакцией на утопизм. Постмодернизм с отвращением относится к утопии; он перевернул знаки и устремился к прошлому. С одной стороны, это имитация мертвых стилей, говорение от имени всех эпох и всеми голосами. С другой стороны, постмодернистские вехи – это концептуализм, пародия, вторичность, отчужденность, безличность, цитатность, характерные для 60-70 гг. сменяются в 80-90 гг. те, что принято называть «новая сентиментальность». Не просто засушенные формы из разных эпох, а с чувственным ферментом. Освобождение инстинктов, культ телесности. Римейки произведений разных видов искусств. В литературе это стимулирует неограниченные возможности языковой игры, концепции писательства и созидания незавершенного творчества, как незавершенна сама жизнь. Открытое, разомкнутое искусство, в котором художник знает начала, но не видит конца. Это время исторического бездорожья. Современный человек учится схватывать и устанавливать нечто общее между явлениями, прежде казавшимися несоединимыми. Можно ожидать, что искусство будет праздновать победу над искусствоведом.