Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848 – 1851 -ого годов. Наряду с «Книгой песен» и поэмой «Германия» этот сборник занимает заметное место в творческом наследии поэта. Характерно, что уже само название сборника, которое Гейне определил как «отличную находку», подчеркивает общую боевую направленность стихов. «Романсеро» – так назывались сборники старинных испанских народных песен, воспевавших главным образом борьбу испанского народа против мавританских завоевателей. В ряде поэм этого сборника поэт выступил в новом жанре – в жанре исторической реалистической повести в стихах, своеобразной исторической стихотворной новеллистики. Сюда относятся «Испанские Атриды» и «Фицлипуцли», к ним примыкают «Диспут», «Иегуда бен Галеви», «Биминии», «Поэт Фирдуси» и др. Отличительная черта этих поэм – их лиро-эпический характер. Многим произведениям, вошедшим в состав «Романсеро», присущ ясно выраженный сюжет, в то время как в раннем творчестве поэта преобладал субъективно-лирический элемент, и сжатые, чрезвычайно четкие реалистические характеристики действующих лиц, например портреты Кортеса в «Фицлипуцли», монаха и раввина в «Диспуте» и др. Вместе с тем в них по-прежнему выступает лирический герой, особенно в лирических отступлениях, большинство которых развивается либо в плане политической сатиры, либо в духе иронического осмеяния романтической старины.
Основное направление и характер всего цикла определяется решительным стремлением Гейне противопоставить послереволюционной политической реакции в Европе традиции революционной борьбы. Лучшие стихотворения цикла направлены против монархии, дворянства и духовенства. Такое идейное созвучие с лирикой 40-х годов определялось тем, что и после 1848 года задачи буржуазной революции оказались в Германии нерешенными.
В «Романсеро» обращено большое внимание на композиционное построение сборника. Все стихи разбиты на три книги по общности тематики и тональности.
В первой книге, озаглавленной «Истории», продолжая уже наметившуюся в ранней лирике линию, Гейне развивает и совершенствует жанр баллады. Оригинальная по форме и по содержанию, она связана с такими лирическими стихотворениями 40-х годов, как «Генрих», «Адам I» и некоторыми другими, написанными в разговорно-повествовательной интонации и приближающимися к жанру баллады.
К числу лучших стихов первой книги относятся «Карл I» и «Мария Антуанетта». Оба стихотворения звучали актуально. В первом из них поэт выражает твердую уверенность в том, что коронованные монархи найдут в народе своего могильщика. Идея стихотворения «Мария Антуанетта» – монархический принцип давно изжил себя, он обезглавлен французской революцией 1789 года. Как реакция на неудачный исход революции 1848 года в первой книге резко звучит мотив гибели истинных героев и торжества всякого рода проходимцев («Валькирии», «Поле битвы при Гастингсе», «Мавританский король»). Эта тема приобретает характер трагического пессимизма. Поражение революции вызывает у Гейне на время сомнения в возможности победы сил прогресса.
Вторая книга «Романсеро» – «Ламентации» – ценна прежде всего стихотворениями, являющимися непосредственным откликом на ход революционных событий.
Поистине драматично звучит стихотворение «В октябре 1849 года». Произведение проникнуто глубокой душевной скорбью по поводу поражения революции в Венгрии, гибели ее героев, страстной ненавистью против реакции.
Несмотря на сильно звучащие в книге мотивы скорби, они, однако, в этой книге далеко не главные. Не случайно завершает книгу такое революционное стихотворение, как «Enfant perdu» – одно из лучших и сильнейших по своему боевому оптимистическому духу произведений Гейне. У поэта, страдающего и физически и духовно, сохранилась воля к борьбе, вера в победу над реакцией: